Государственно-частное партнерство

Сущность государственно-частного партнерства:

Объектами государственно-частного партнерства являются те объекты, которые находящиеся в государственной или коммунальной собственности.

Согласно Закону объектами государственно-частного партнерства могут быть:
  • существующие, в частности, воспроизводимые (путем реконструкции, модернизации, технического перевооружения) объекты находящиеся в государственной или коммунальной собственности, в том числе участки недр;
  • создаваемые или приобретенные объекты в результате исполнения договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства.
Основные признаки механизма ГЧП, обусловливающих его эффективность при привлечении частного бизнеса
  • Предоставление прав управления (пользования, эксплуатации) объектом партнерства или приобретение, создание (строительство, реконструкция, модернизация) объекта государственно-частного партнерства с последующим управлением (пользованием, эксплуатацией), при условии принятия и выполнения частным партнером инвестиционных обязательств в соответствии с договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства.
  • Фиксация в договорных отношениях «государственного интереса».
  • Долгосрочность отношений (от 5 до 50 лет).
  • Передача частному партнеру части рисков в процессе осуществления государственно-частного партнерства.
  • Внесение частным партнером инвестиций в объекты партнерства из источников, не запрещенных законодательством.

Состояние внедрения объектов ГЧП на территории Херсонской области

На территории Херсонской области на принципах государственно-частного партнерства реализуется инвестиционный проект в сфере производства, распределения и поставки электрической энергии «Достройка и повышения эффективности Сивашской ветровой электростанции» в соответствии с договором о концессии, заключенного 29 декабря 2006 между Херсонской областной государственной администрацией и частным партнером — обществом с ограниченной ответственностью «Сивашэнергопром» в Чаплынском районе сроком на 49 лет.

По состоянию на 1 января 2018 концессионером — ООО «Сивашэнергопром», за период реализации вышеупомянутого инвестиционного проекта достигнуто следующих результатов:

— введено в эксплуатацию три очереди Сивашской ветровой электростанции общей мощностью 2,92 МВт и произведено ветровой энергии в общем объеме более 14 050 тыс.кВт / ч .;

— получена лицензия Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (серии АД № 036345 от 12 июля 2012 года), как объект энергетики, использующей альтернативные источники энергии, а также «зеленый тариф» на продажу электрической энергии ;

— приобретено членство на оптовом рынке электрической энергии Украины;

— осуществлено проведение ремонтных и наладочных работ с целью обеспечения бесперебойной деятельности Сивашской ВЭС, а именно: на ветроагрегатов Т600-48 № 2 заменена часть трансмиссии, приобретено и заменено генератор на ветроагрегатов Т600-48 № 1, осуществлен установления нового электронного оборудования, обеспечен ремонт под «объездной дороги, а также проведены испытания и техническое обслуживание соответствующего электротехнического устройства.

Кроме того, в настоящее время ООО «Сивашэнергопром» заключен договор с Национальной энергетической компанией «Укрэнерго» о присоединении Сивашской ВЭС к сети мощности 250 МВт и получен положительный экспертный отчет от указанного учреждения по рассмотрению проектной документации «Технико-экономическое обоснование строительства Сивашской ВЭС 250 МВт в Чаплинском районе Херсонской области ».

С целью повышения эффективности использования государственного имущества и существенного улучшения организации его управлением в отчетном периоде в области продолжена работа по организации процесса передачи в концессию государственного предприятия «Херсонский морской торговый порт» как объекта государственной собственности.

Создавая предпосылки для возможности внедрения механизма государственно-частного партнерства, в частности на условиях концессии, в настоящее время международным аэропортом «Херсон» подготовлено инвестиционный пакет, направленный на полную реконструкцию аэропорта, в частности установление светосигнальной системы и ремонта зала ожидания.

С целью привлечения дополнительных поступлений инвестиционных ресурсов для обеспечения развития инфраструктуры региона, в частности на условиях концессии или совместной деятельности, на сегодня областной государственной администрацией также рассматриваются конкретные предложения от субъектов инвестиционной деятельности относительно возможности внедрения в области в 2018 году проектов по строительству мусороперерабатывающих заводов по условия использования механизма государственно-частного партнерства.

Ниже приведены ссылки (ссылки) на международные интернет-ресурсы, где можно получить информацию и загрузить документы (инструкции, пособия, обзоры, отчеты и т.п.), касающиеся разработки ТЭО, подготовки проектов, организации финансирования, обучения и др. вопросов ГЧП.

  1. Международный центр ГЧП Европейской экономической комиссии ООН (UNECE International PPP Centre of Excellence)  — создан для следующих целей: идентификация лучшей мировой практики ГЧП, помощь правительствам относительно успешного внедрения лучшей практики, обеспечения обмена опытом ГЧП между опытными странами и такими, в которых процессы ГЧП только начинаются.

http://www.unece.org/ceci-welcome/areas-of-work/public-private-partnerships-ppp/unece-international-ppp-centre-of-excellence.html

  1. Европейский консультационный центр ГЧП (European PPP Expertise Centre)  создан по совместной инициативе Европейского инвестиционного банка, Европейской Комиссии и странами-членами и кандидатами в члены ЕС, с целью укрепления способности государственного сектора по осуществлению ГЧП.

http://www.eib.org/epec

  1. Национальный совет по вопросам ГЧП США (The National Council of For Public-Private Partnerships)  — федеральная платформа, созданная в 1985 году для всесторонней поддержки и развития ГЧП.

http://ncppp.org/#

  1. Ресурсный центр по ГЧП в секторе инфраструктуры (PPP in Infrastructure Resource Center)  — созданный по инициативе Всемирного банка с привлечением к финансированию мультидонорського Фонда консультирование инфраструктурного ГЧП  The Public-Private Infrastructure Advisory Facility (PPIAF)  и Норвежского трастового фонда для частного сектора и инфраструктуры  The Norwegian Trust Fund for Private Sector and Infrastructure  (NTF-PSI)

http://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/about-pppirc#PPP

Ресурсный центр предлагает ссылки на сайты органов, ведающих вопросами ГЧП в различных странах мира.

http://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/overview/international-ppp-units

  1. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)  создал проект-инициативу по ГЧП с целью отслеживания и поддержки процессов развития ГЧП в странах Европы.

http://www.ebrd.com/pages/sector/legal/concessions/ppp.shtml

Перечень всех проектов, в т.ч. и ГЧП, финансируемых ЕБРР, предлагается здесь:

http://www.eib.org/projects/pipeline/

  1. Международная ассоциация финансирования проектов (International Project Finance Association (IPFA)  создана в 1998 году с целью облегчения диалога между государственными партнерами разных стран и представителями бизнеса — потенциальными частными партнерами, оказание консультационной поддержки, обучения и организации международных мероприятий по продвижению проектов ГЧП.

http://www.ipfa.org/about/projectfinance/

  1. Организация промышленного развития ООН (UNIDO)  — направляет усилия на поддержку развития промышленности стран мира, в том числе путем ГЧП.

http://www.unido.org/

  1. Европейский форум ГЧП , созданный на базе  Европейского института государственного управления (European Institute of Public Administration, EIPA)  с целью повышения квалификации работников государственных органов и учреждений.

http://www.eipa.eu/en/topic/show/&tid=149

  1. Программа  develoPPP.de programme , финансируемого Министерством экономического сотрудничества и развития Германии и внедряется несколькими сразу организациями Немецкого сотрудничества ради развития DEG (Немецкое инвестиционное Агентство), GIZ (Германское Агентство международного развития) и sequa gGmbH (частный имплементационный партнер), призвана выполнять следующие задачи : мобилизация финансирования, техническая помощь, консультационная поддержка, ведение диалога между государственными партнерами, международными организациями и частным сектором с целью рганизации успешных проектов ГЧП.

http://www.developpp.de/en/What_is_PPP.html#124

  1. Международная финансовая корпорация (IFC)  оказывает помощь правительствам по подготовке проектов ГЧП

http://www1.ifc.org/wps/wcm/connect/AS_EXT_Content/What+We+Do/Advisory+Services/About+Us/Public-Private+Partnerships/

Меню