О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины

Налоговые реформы, проведенные в последние годы, имели положительное влияние на упрощение ведения бизнеса в Украине, о чем свидетельствуют данные оценки позиции Украины в рейтинге DoingBusiness — 2018: по показателю «Налогообложение» Украина повысила свою позицию на 41 пункт (по сравнению с рейтингом DoingBusiness — 2017) и поднялась с 84 на 43 место из 190 стран.

В целях дальнейшего совершенствования налогового законодательства и улучшения работы контролирующих органов 7 декабря 2017 года Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» № 2245-VIII (далее — Закон), которым введен ряд ключевых изменений в налогообложении, а именно:

в части администрирования налогов и сборов

  1. Изменены критерии принадлежности налогоплательщика к крупным налогоплательщикам:

-увеличены показатель уплаты платежей в государственный бюджет по платежам, которые контролируются ДФС: с 20 млн грн. до эквивалента 1 млн евро, в которых сумма налогов, сборов, платежей, кроме таможенных платежей, превышает эквивалент 500 тыс. евро (по средневзвешенному официальному курсу НБУ за такой же период);

— увеличен показатель объема дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала с 1 млрд. грн. до эквивалента 50 млн. евро (по средневзвешенному официальному курсу НБУ за такой же период).

  1. Введена норма о возмещении вреда за счет средств государственного бюджета, причиненного налогоплательщику незаконными решениями, действиями или бездействием должностного или служебного лица контролирующего органа, и ответственность такого должностного или служебного лица в порядке регресса перед государством.

в части налога на добавленную стоимость

  1. Временно, с момента принятия этого Закона, до введения нового порядка, который будет утвержден Правительством, остановлено функционирование порядке работы системы остановки регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН). Правительству поручено до 1 марта 2018 года определить Порядок приостановления регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки в ЕРНН.
  2. Определен порядок регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки в ЕРНН, который будет действовать по отношению к остановленных налоговых накладных / расчетов корректировки к 01.12.2017 года и с 01.12.2017 года до вступления в силу настоящего Закона.
  3. Распространено ставку НДС 7% в поставке на таможенной территории Украины и ввоза на таможенную территорию Украины всех медицинских изделий, которые внесены в Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения.
  4. Введен временный, до 31 декабря 2018 года, освобождение от НДС на операции по импорту и по поставке в Украину электромобилей.
  5. Введены временное, до 01 января 2020 года, рассрочки уплаты НДС на импорт оборудования, классифицируется по товарным подкатегориям, определенным в Законе.

в части налога на прибыль предприятий

  1. Введен 60-дневный отчетный период для годовой декларации по налогу на прибыль.
  2. Отменены ограничения для банков по учету резервов банков для целей налогообложения.
  3. Увеличен лимит учета для целей налогообложения налогом на прибыль с 4 до 8 процентов налогооблагаемой прибыли сумм, перечисленных неприбыльным спортивным организациям.
  4. Введена налогообложения налогом на доходы нерезидентов выплат, осуществляемых плательщиками единого налога в пользу нерезидентов.

в части контроля за трансфертным ценообразованием

  1. Установлено, что контролируемыми признаются хозяйственные операции, осуществляемые между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине.
  2. Уточнены критерии относительно размера ставки корпоративного налога, которому должны отвечать государства (территории), для включения их в перечень государств (территорий), операции с резидентами которых признаются контролируемыми — предусмотрен учет льготных режимов и особенностей расчета базы налогообложения (ранее учитывался только размер ставки корпоративного налога).
  3. Внесены изменения в процедуру предварительного согласования ценообразования в целях стимулирования заключения договоров о предварительном Ценообразование между крупными налогоплательщиками и ДФС в отношении прав, обязанностей сторон, стабильности условий договора.
  4. Предусмотрено получение контролирующими органами налоговой информации, необходимой для определения соответствия условий контролируемой операции принципа «вытянутой руки» во время встречных сверок.

в части акцизного налога

  1. Определен график приближения ставок акцизного налога на табачные изделия до минимального уровня, действующего в ЕС (предусмотрено ежегодное, к2025 года, увеличение специфических ставок и минимального акцизного налогового обязательства на 20%).
  2. Увеличен срок отсрочки авансовой уплаты акцизного налога при приобретении акцизных марок на табачные изделия с 5 до 15 рабочих дней.
  3. Введена подача электронной копии налогового векселя (вместо бумажной) при таможенном оформлении нефтепродуктов, которые могут ввозиться в Украину в качестве сырья для производства этилена без уплаты акцизного налога.
  4. Отсрочено до 1 января 2019 применения положения по оборудованию акцизных складов расходомерами-счетчиками и уровнемерами — счетчиками.
  5. Временно, до 31 декабря 2018 года, освобождены от налогообложения акцизным налогом операции по ввозу и реализации на таможенной территории Украины транспортных средств, оснащенных исключительно электрическими двигателями.

в части рентной платы

  1. Введены стимулирующие ставки рентной платы за пользование недрами для добычи природного газа из новых скважин в размере 12% (из залежей до 5000 м) и 6% (из залежей более 5000 м), установлен мораторий на изменение этих ставок на 5 лет (с 1 января 2018 года до 1 января 2023 года).
  2. 1 января 2019 года введен снижение ставки рентной платы за пользование недрами для добычи конденсата 3 45% до 29% (из залежей до 5000 м) и с 21% до 14% (из залежей более 5000 м).
  3. Установлены ставки рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в условиях действия соглашения о разделе продукции: для нефти и конденсата — 2%, для газа — 1,25%.

Кроме того, Минфином разработан ряд законодательных инициатив, направленных на улучшение инвестиционного климата, а также упрощение администрирования налогов и сборов, в частности:

  1. С целью упрощения процедуры расчетов налогоплательщиков с бюджетами через введение единого счета для уплаты налогов и сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, кроме уплаты НДС и акцизного налога по реализации горючего на рассмотрение Верховной Рады Украины внесены проекты законов Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины о введении единого счета для уплаты налогов и сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»(регистрационный № 7034) и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о введении единого счета для уплаты налогов и сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (регистрационный № 7035).

Реализация положений указанных законопроектов предусматривает введение системы уплаты налогов и сборов, предусмотренных Налоговым кодексом Украины (кроме НДС и акцизного налога по реализации горючего), единого социального взноса через Электронный кабинет налогоплательщика на единый счет, который будет открыт для плательщика с его согласия (желанию) на центральном уровне Государственной казначейской службы.

Преимуществами введения единого счета являются:

— упрощение уплаты плательщиками налоговых платежей;

— уменьшение количества ошибочно и / или излишне уплаченных денежных обязательств плательщиком;

— повышение уровня открытости, прозрачности и доверия налогоплательщиков к государственным органам.

  1. На рассмотрение Верховной Рады Украины Правительством внесены разработанные Минфином законопроекта «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно предоставления единой отчетности по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и налога на доходы физических лиц» (регистрационный № 7445) и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по представлению единой отчетности по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и налога на доходы физических лиц»(регистрационный № 7444), которым предусматривается упрощение условий для ведения бизнеса и администрирования налога на доходы физических лиц и единого социального взноса.
  2. Разработан проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налога на выведенный капитал», которым предусматривается введение налога на выведение капитала (вместо действующего налога на прибыль предприятий), которым облагается прибыль предприятий, распределенный в форме дивидендов или приравненных к ним платежей, и отказ от налогообложения доходов нерезидентов.

Положения законопроекта направлены на увеличение оборотных средств налогоплательщиков. возможность их реинвестирования на проведение модернизационных процессов, расширения производства, пополнения собственного капитала, рост уровня капитализации предприятий и создание более благоприятных условий для инвестиционного климата с целью привлечения инвестиций в экономику государства. Законопроект одобрен правительством и в соответствии с протокольным решением направлено для рассмотрения Национальном совете реформ.

Меню